11 дек. 2013 г.

Откуда трудности современных родителей?

- Вот где настоящая жизнь!

Двенадцатилетний Джереми склонился над клавиатурой, уста­вившись в монитор компьютера. На часах восемь вечера, домаш­нее задание на завтра не сделано, но отцовские увещевания «не тя­нуть с этим» игнорируются. Джереми переписывается с друзьями в программе MSN Messenger: они сплетничают о том, кто кому нравит­ся, решают, с кем дружить, а с кем враждовать, обсуждают, кто, что и кому сказал сегодня в школе, делятся горячими новостями.
«Оставь меня в покое!» - огрызается он на отца, когда тот в очередной раз подходит к нему, чтобы напомнить о домашней работе. «Если бы ты занялся делом», - парирует отец, и голос его дрожит от бессилия, -«я бы оставил тебя в покое».

Словесная перепалка нарастает, голоса становятся громче, и через несколько мгновений Джереми уже кри­чит: «Ты ничего не понимаешь!» - и хлопает дверью.



Отец расстроен и сердит на Джереми, но еще больше он сердится на себя: «Опять у меня ничего не вышло», - думает он. - «Я не умею общаться с собственным сыном».
Их с женой очень беспокоит пове­дение Джереми: раньше он был таким сговорчивым, а теперь его не только невозможно контролировать, он даже советов родительских слушать не хочет. Кажется, его внимание сосредоточено исключительно на общении с друзьями. Несколько раз в неделю в доме воз­никает конфликт по одному и тому же сценарию, но ни ребенок, ни родители не способны изменить свое поведение и найти выход из тупика.

Родители чувствуют себя беспомощными. Они никогда не были сторонниками наказаний, но сейчас им все чаще и чаще прихо­дится применять «жесткие меры». После таких случаев их сын ста­новится еще более озлобленным и ведет себя вызывающе.

Должно ли родительство быть таким трудным? Всегда ли оно было таким? Старшие поколения и раньше жаловались на то, что молодежь их не уважает и утверждали, что сами они были гораздо более дисциплинированными. Но в последнее время многие родите­ли интуитивно чувствуют: что-то идет не так. Дети сейчас перестают соответствовать нашим представлениям о них. Они далеко не всег­да следуют примеру взрослых, меньше боятся неприятностей. Они кажутся менее невинными и наивными, они уже не смотрят на мир широко раскрытыми глазами; они больше не умеют изумляться, ни чудеса природы, ни творения человека больше не возбуждают в них жажду открытий. 

Многие дети кажутся не по возрасту искушенны­ми, даже пресыщенными в некотором смысле, «созревшими» раньше времени. Им очень быстро становится скучно без общения с себе по­добными и без высокотехнологичных устройств под рукой. Творче­ские игры в одиночестве уходят в прошлое. «Когда я была малень­кой, я могла до бесконечности возиться с глиной, которую находила в канаве возле нашего дома», - вспоминает одна сорокачетырехлет­няя мама. - «Мне очень нравились ощущения от прикосновения к ней; я обожала придавать ей различные формы или просто разми­нать ее в руках. А вот мой шестилетний сын совершенно не умеет играть самостоятельно, если только он не за компьютером, не играет в Nintendo или в видеоигры».
Родители, кажется, тоже стали другими. Наши родители были спокойнее, увереннее в себе, и, хорошо это или плохо, они больше влияли на нас. Сегодня родительство перестало быть естественным.
Из книги психотерапевта Гордона Ньюфелда "Не упускайте своих детей!"

Приятно было встретить автора книги, исследующего те же вопросы, что волнуют и меня! И у меня есть кое-какие ответы, вот например:
Почему родительство перестало быть естественным, каким оно было еще 100 лет назад? Мой ответ - Мир переменился, Мир стал искусственным! У нас почти или все искусственное: начиная от зубов до искусственного вынашивания ребенка!

Можно ли и как вернуть естественное родительство в искусственном мире? - над этим вопросом работаем мы с женой и коллегами и друзьями. А пока - читайте книгу Г.Ньюфелда, ее можно найти и скачать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий