19 янв. 2014 г.

Как вырастить ребенка разумным?


То, что в предыдущей статье названо «законами», на самом деле принципы. Напомню их:
  1. Дай свободу ребенку для исследования Мира!
  2. Но отвечай за его безопасность!
  3. Воспитывай и развивай себя!
Принципы – главные правила, которыми человек руководствуется в своей жизни при
выработке решений. Принципы помогают находить верные решения в сложных ситуациях. А настоящий закон – причины и следствия, - вам, читатель, давно знаком. Здесь я приведу его в более подходящем варианте:

Если будешь соблюдать принципы – вырастишь разумного человека!
Если не будешь соблюдать  - вырастет кто угодно!

Напомню, вам, уважаемый Родитель, что Природа дает ребенку:
·    способность выявлять даже слабые закономерности;
·    способность уподобляться другому.
Следовательно, если вы соблюдаете принципы, то ребенку становитесь понятны и
Вы и Ваши поступки. И он будет следовать Вашим принципам.
И наоборот, если родители учат ребенка «хорошему» на словах, а в жизни не следуют
правилам – он будет копировать поступки родителей.
      Вот что пишет А.С.Макаренко, перевоспитавший сотни малолетних преступников, в своей «Книге для родителей»:
Я получил письмо, написанное матерью:
"Мы имеем одного лишь сына, но лучше бы его не было... Это такое страшное, непередаваемое горе, сделавшее нас раньше времени стариками. Не только тяжело, а и дико смотреть на молодого человека, падающего все глубже и глубже, в то время когда он мог бы быть в числе лучших людей. Ведь сейчас молодость - это счастье, радость!
Он каждый день убивает нас, убивает настойчиво и упорно всем своим поведением, каждым своим поступком".
    Может ли быть большее несчастье для родителей, чем сын-преступник. А таких в последние годы становится все больше.

Как давать свободу ребенку?


В основе свободы - отсутствие ненужных ограничений. Вот примеры.

Пример 1. Младенца уложили спать. Во сне он разбрасывает ручки и просыпается. Можно запеленать, но это ненужное ограничение. Лучшее решение: положить сверху легкое покрывало. Его можно сложить вдвое, вчетверо, тем самым определив норму, позволяющую сохранить ощущение свободы у ребенка.

Пример 2. Гуляем с сыном. Он выбрал тропинку, идущую рядом с дорогой, где я иду. Идет, ощущая себя самостоятельным, и посматривает в мою сторону. Видимо оценивает – насколько далеко отошел от меня, поскольку тропинка виляет. И я посматриваю – как он там? Что у него впереди?
Можно было потребовать, чтобы шел у ноги, как собачка. Но ведь он Человек!

Этот пример можно рассматривать как модель взаимодействия родителя и ребенка. У каждого свой путь – и есть возможность видеть друг друга на его пути. Постоянно надо поддерживать связь. И взрослый, как более опытный, должен видеть дальше – что там, на пути, выбранном моим ребенком?
Один хороший психолог – когда-то я слушал лекции по воспитанию в Библиотеке им.В.И.Ленина – подсказал важный принцип в отношениях с детьми:

Приближать ребенка к себе надо отпуская его!

Чем больше вы его удерживаете – тем больше он стремится обрести свободу! Свободу от вас! А если вы ограничиваете его с младенчества, то у него формируется образ папы или мамы как тюремщика. Согласны?

Пример 3. Летели в самолете с сыном. Рядом сидела пожилая женщина. Она глядела на нас, на наши отношения и у нее возникали свои воспоминания. Не выдержав, она сказала: «А мои-то, выросли уже большие и не пишут! Ни единой строчки!» Из беседы стало понятно, что она вырастила сыновей «у своей юбки», не отпускала. Вот они и забыли про мамочку, лишившую их свободы в жизни.

            Отпускать трудно. Но можно найти решение, устраивающее родителей и ребенка.

Пример 4. В возрасте 10 лет сын вдруг сказал: «Я хочу походить в городе один!» Как быть? Не отпустить нельзя, а отпустить не то чтобы опасно… Боязно! Но надо отпустить! И решение нашлось: сын будет свободно путешествовать по  городу, а папа будет издали его сопровождать. Не мешая, не направляя, как будто его нет. Так и сделали. Сын был доволен прогулкой.

Пример 5. Сыновья приехали на летние каникулы. Собрались школьные друзья, подруги. Эта компания гуляла по вечерам и вдруг пришла с идеей: «Хотим пойти в поход на Волгу, на два дня с ночевкой!» Как быть?
Стали беседовать, проясняя: куда хотят пойти, что за место? Оказалось, что место на берегу реки, недалеко от поселка, не вызывающего доверие.
Мы изложили свои возражения. Компания настаивала на своем решении, хотя наши опасения признали как существенные. Три парня не смогут защитить трех девушек без поддержки.
Стали искать другие ресурсы. И нашли! Вспомнили про знакомых, имеющих дачу на берегу Волги. Договорились, и компания побывала «в походе». Но уже в условиях, когда поддержка была гарантирована.

            Жить рядом с ребенком, чувствующим себя свободным, не просто. Он бывает иногда непредсказуем, его решения могут вызывать у родителей противоречивые чувства. А иногда родители встают перед выбором: «разрешить – не разрешить».
            Родители должны знать, что Разумное Решение может быть найдено практически всегда. Под «Разумным Решением» я имею в виду решение, устраивающее все стороны и в том числе принципы. Есть методы, помогающие это сделать достаточно быстро. Если спросите про них – расскажу и покажу, как работают.
            При этом будет соблюдаться третий принцип – ваше, уважаемый Читатель, развитие и воспитание.  А оно вам надо?
           Буду  рад вашим вопросам!
           Успехов!


Комментариев нет:

Отправить комментарий