4 дек. 2013 г.

Что вы делаете в жизни? Что делает ребенок?


О чем рассказывает детская сказка, если ее внимательно читать

Есть простая сказка художника В.Сутеева. Ее читают детям в раннем детстве. Быть может она будет полезна и вам? Познакомьтесь с героями сказки Ежиком и Зайцем. Вот несколько вопросов:
- что делают герои сказки на всем ее протяжении?
- что помогает им в путешествии?
- что мешает им в путешествии?
- о чем эта сказка?

ПАЛОЧКА - ВЫРУЧАЛОЧКА

Шёл Ёжик домой. По дороге нагнал его Заяц, и пошли они вместе. Вдвоём дорога вдвое короче. До дома далеко — идут, разговаривают. А поперёк дороги палка лежала. За разговором Заяц её не заметил — споткнулся, чуть было не упал.
— Ах ты!.. — рассердился Заяц. Наподдал палку ногой, и она далеко в сторону отлетела. А Ёжик поднял палку, закинул её себе на плечо и побежал догонять Зайца.


Увидел Заяц у Ежа палку, удивился:
— Зачем тебе палка? Что в ней толку?
— Эта палка не простая, — объяснил Ёжик. — Это палочка-выручалочка.
Заяц в ответ только фыркнул.

Пошли они дальше и дошли до ручья. Заяц одним прыжком перескочил через ручей и крикнул уже с другого берега:
— Эй, Колючая Голова, бросай свою палку, тебе с нею сюда не перебраться!
Ничего не ответил Ёжик, отступил немного назад, разбежался, воткнул на бегу палку в середину ручья, одним махом перелетел на другой берег и стал рядом с Зайцем, как ни в чём не бывало. Заяц от удивления даже рот разинул:
— Здорово ты, оказывается, прыгаешь!
— Я прыгать совсем не умею, — сказал Ёжик, — это палочка-выручалочка-через-всё-скакалочка мне помогла.

Пошли дальше. Прошли немного, и вышли к болоту. Заяц с кочки на кочку прыгает. Ёжик позади идёт, пе¬ред собой палкой дорогу проверяет.

— Эй, Колючая Голова, что ты там плетёшься еле-еле? Наверно, твоя палка...
Не успел Заяц договорить, как сорвался с кочки и провалился в трясину по самые уши. Вот-вот захлебнётся и утонет.

Перебрался Ёжик на кочку, поближе к Зайцу, и кричит:
— Хватайся за палку! Да покрепче!
Ухватился Заяц за палку. Ёжик изо всех сил дёрнул, вытянул своего друга из болота. Когда выбрались на сухое место, Заяц говорит Ежу:
— Спасибо тебе, Ёжик, спас ты меня.
— Что ты! Это палочка-выручалочка-из-беды-вытягалочка!

Пошли дальше и у самой опушки большого тёмного леса увидели на земле птенчика. Он выпал из гнезда и жалобно пищал, а родители кружились над ним, не зная, что делать.
— Помогите, помогите! — чирикали они.

Гнездо высоко — никак не достанешь. Ни Ёж, ни Заяц по деревьям лазать не умеют. А помочь надо. 
Думал Ёжик, думал и придумал.
— Становись лицом к дереву! — скомандовал он Зайцу.
Заяц стал лицом к дереву. Ёжик посадил птенца на кончик своей палки, залез с ней Зайцу на плечи, поднял, как мог палку и достал почти до самого гнезда. 

Птенчик ещё раз пискнул и прыгнул прямо в гнездо.

Вот обрадовались его папа и мама! Вьются вокруг Зайца и Ежа, чирикают:
— Спасибо, спасибо, спасибо! А Заяц говорит Ежу:
— Молодец, Ёжик! Хорошо придумал!
— Что ты! Это всё палочка-выручалочка-наверх-поднималочка!

Вошли в лес. Чем дальше, тем лес гуще, темнее. Страшно Зайцу. А Ежик виду не подает: идет впереди, палкой ветки раздвигает. И вдруг из-за дерева прямо на них огромный Волк выскочил, загородил дорогу, зарычал:
— Стой!
Остановились Заяц с Ежом. Волк облизнулся, лязгнул зубами и сказал:
— Тебя, Еж, я не трону, ты колючий, вот тебя, Косой, целиком съем, с хвостом и ушами.


Задрожал Зайчик от страха, побелел весь, как в зимнюю пору, бежать не может: ноги к земле приросли. Закрыл глаза — сейчас его Волк съест. Только Ежик не растерялся: размахнулся своей палкой, и что есть силы огрел Волка по спине. Взвыл Волк от боли, подпрыгнул — и бежать!...

Так и убежал, ни разу не обернувшись.
— Спасибо тебе, Ежик, ты меня теперь и от Волка спас!
— Это палочка-выручалочка-по-врагу-ударялочка, — ответил Ежик.
    
Пошли дальше. Прошли лес, и вышли на дорогу. А дорога тяжелая, в гору идет. Ежик впереди топает, на палочку опирается, а бедный Заяц отстал, чуть не падает от усталости.

До дома совсем близко, а Заяц дальше идти не может. 
— Ничего, — сказал Ежик, — держись за мою палочку. 
Ухватился Заяц за палку, и потащил его Ежик в гору. И показалось Зайцу, будто идти легче стало.
— Смотри-ка, — говорит он Ежу, — твоя палочка-выручалочка и на этот раз мне помогла.

Так и привел Ежик Зайца к нему домой, а там давно его поджидала Зайчиха с зайчатами.
Радуются встрече, а Заяц и говорит Ежу:
— Кабы не эта твоя волшебная палочка-выручалочка, не видать бы мне родного дома.

Усмехнулся Ежик и говорит:
— Бери от меня в подарок эту палочку, может быть, она тебе еще пригодится.
Заяц даже опешил:
— А как же сам ты без такой волшебной палочки-выручалочки останешься?
— Ничего, — ответил Ежик, — палку всегда найти можно, а вот выручалку, — он постучал себя по лбу, — а выручалка-то вот она где!
Тут все понял Заяц:
— Верно, ты сказал: важна не палка, а умная голова, да доброе сердце!

Вот что мне стало понятно из этой сказки.
Ежик и Заяц по дороге домой решают задачи. Не математические задачи, а жизненные. Задачи ведь бывают не только по математике или физике. Все мы, живущие на Земле, решаем жизненные задачи. И решаем их каждый день, иногда по нескольку задач в день. Решаем, даже не замечая, что мы это делаем.

И в каждой новой ситуации каждый герой решает возникшую задачу по-своему. Заяц использует свои «выдающиеся способности», а Ежик палку - средство, помогающее не только свои задачи успешно решать, но и помогать Зайцу. У Ежика нет «выдающихся способностей»: быстро бегать, далеко прыгать, хорошо слышать.
У Ежика есть и своя выручалка — способность видеть важные свойства окружающих вещей и использовать их для решения возникающих в дороге задач. Ведь не любую палку подобрал он. Если палка слишком длинная — ее неудобно нести и использовать. Если она слишком тяжелая — быстро устанешь ее нести. Если она слишком тонкая, то прогнется или сломается.

Все это показал художник В. Сутеев своей сказкой о Ежике и Зайце. Но я бы не увидел ничего особенного в такой простой сказке, если бы не учился ТРИЗ —  технологии решения изобретательских задач. Ее создала группа инженеров во главе с Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Он обнаружил, что у изобретателей нет средств решения сложных технических задач, и стал такие средства отыскивать. Ученики Генриха Сауловича пошли дальше и стали создавать средства решения других, не технических задач. ТРИЗ начала проникать в другие сферы человеческой жизни и деятельности.

Мне кажется важным выделить весьма простые истины:

1. Жизнь каждого человека, семьи, организации, народа есть череда ситуаций. Одни из них простые или кажутся такими, другие сложные, требуют обдумывания, чтобы можно было преодолеть их без потерь.

2. В сложной ситуации часто не видится готового решения. Тогда человек говорит: «Проблема!» И начинает пробовать различные решения.

3. Для решения проблемы человек использует способ и средства — то, что находится в голове и под руками и может помочь в решении данной задачи. И если владеет средствами, то в проблеме выделяет одну или несколько задач. Задача обычно не дается в явном виде человеку. Надо потрудиться, чтобы понять и сформулировать  задачу точно.

4. Способы и средства можно использовать готовые, уже существующие, либо создавать новые. У каждого человека есть выбор: найти и использовать готовое средство, либо создать новое, никому не известное. И каждый решает эту задачу по-своему. Я и мои коллеги ищем новые способы решения проблем, используем их сами и обучаем других использованию все более эффективных способов.

И Вы, уважаемая мама, можете использовать либо свои "выдающиеся способности", либо освоить  и применять эффективные способы решения проблем. А главное - помочь своему ребенку освоит их в детстве. Я не случайно дал в тексте ссылку на сайт Г.С.Альтшуллера.

Пишите, если будут трудности!

Комментариев нет:

Отправить комментарий